Педагогический путь Константина Дмитриевича начался в студенчестве, на юрфаке Московского университета. Именно там Пётр Редкин, профессор философии государства и права, «заразил» нашего героя интересом к педагогике как к науке, которая способна менять людей и общество в целом к лучшему. Вдохновлённый идеями преподавателя, студент принял решение ломать стереотипы, сложившиеся в отечественной системе образования.
В 1854 году Ушинский устроился учителем русской словесности и юридических предметов в Гатчинский сиротский институт. В подвале он наткнулся на два больших шкафа, которые были опечатаны уже 15 лет. Без дозволения администрации педагог, сняв печати со створок, обнаружил бумаги и книги по педагогике, принадлежавшие его предшественнику Егору Осиповичу Гугелю.
«Боже мой! – от скольких бы грубых ошибок был избавлен я, если бы познакомился с ними прежде, чем вступил на педагогическое поприще!» – вспоминал Ушинский.
За пять лет работы в институте Константину Дмитриевичу удалось изменить местные порядки, а также искоренить доносительство и воровство среди воспитанников.
Педагог стал публиковаться в «Журнале для воспитания». На его свежие идеи обратила внимание сама императрица Мария Александровна. Ушинский показался ей подходящей кандидатурой для реформ в Смольном институте благородных девиц, о которых она давно задумывалась. Институт в то время был местом, где девушки изучали французский язык, Закон Божий и хорошие манеры. Он представлял своеобразную пародию на образование. В курс не были включены естественные науки, ученицы самостоятельно не читали литературные произведения, зазубривали материал, надиктованный педагогами, а задавать вопросы учителям и вовсе считалось дерзостью.
Фотографии учебной жизни воспитательного общества благородных девиц (Смольного института),- 29 фото.- 1800. (Дело из Российского государственного исторического архива).
Всё изменилось, когда инспектором Смольного института назначили молодого гения педагогики Константина Дмитриевича. Эта должность представляла собой что-то вроде завуча по учебной части, главного по содержанию и методикам обучения. За три года работы Ушинский провёл настоящую реформу: заменил учителей, убрал из образовательного процесса механическую зубрёжку, ввёл естественные науки, обучение которым раньше считалось лишним для женщины. Помимо этого, он открыл дополнительный старший класс, чтобы выпускницы по желанию могли получить профессию домашней учительницы.
В двухклассном училище при фабрике Товарищества мануфактур братьев Г. и А. Горбуновых, 1913 год
Главное, что педагог смог изменить и мировоззрение воспитанниц и атмосферу, много лет царившую в институте. Подход Константина Дмитриевича кардинально отличался от прошлых преподавателей: он не подавлял в ученицах индивидуальность, не считал, что их главная задача – быть украшением гостиных.
Однажды девицы облили шляпу Ушинского духами, чтобы выразить свою симпатию. В ответ они услышали ругательства от педагога. За это Константин Дмитриевич получил репутацию «злеца», но по мере реформ стал кумиром воспитанниц. По воспоминаниям одной из учениц, девочки сразу почувствовали в личности педагога «что-то сильное, крупное и оригинальное».
Об изменениях в Смольном институте и о самом Ушинском говорил весь Петербург. Вместе со славой росло и количество врагов. Так, начальница института и некоторые классные дамы обвиняли педагога в «безбожии» и подрыве многолетних устоев. Они выжили новатора из института, но сохранили ряд введённых им изменений.
«Выйдет замуж – и науки в сторону»
Константин Дмитриевич хотел, чтобы во всех типах школ обучались дети обоих полов, отстаивал право женщины получать высшее образование. Считал, что обучение необходимо ей для воспитания детей – нового поколения, за которым стоит будущее целой страны. Ушинский видел в женщине активного члена общества, а потому признавал её равноправие с мужчиной.
После увольнения из Смольного педагог написал учебник для начального обучения «Родное слово», который, выдержав 187 переизданий, до сих пор используется в начальной школе. Также его руке принадлежит учебник «Детский Мир. Хрестоматия» и двухтомный фундаментальный труд «Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии».
В статье использованы фотографии: «Товарищество бумаго-ткацкой мануфактуры бр. Г. и А. Горбуновых: краткий исторический очерк. 1826–1913» / Российская государственная библиотека. Представленная информация и изображения используются в общественных, образовательных, научных и культурных целях.
русский педагог, писатель, основоположник научной педагогики в России