Императорский Царскосельский лицей был открыт по приказу Александра I 19 октября 1811 года. Задумка была такая: создать привилегированное высшее учебное заведение для подготовки дворянских детей к государственной и военной службе. Поначалу предполагалось, что в нём будут учиться младшие братья императора, но этого не случилось. Под лицей даже выделили один из флигелей Екатерининского дворца.
Уникальность учебного заведения заключалась в том, что его полный курс приравнивался к университетскому и был гораздо более насыщенным, чем в других школах и гимназиях. Программу обучения составил знаменитый реформатор М. М. Сперанский, вдохновитель лицея. Юноши выпускались в возрасте семнадцати лет и сразу приступали к работе.
Пушкин поступил в лицей по знакомству: о нём похлопотал его дядя Василий Львович Пушкин, который был хорошо знаком со Сперанским. По-другому, с улицы, попасть в учебное заведение было нельзя. Юноши сдавали экзамены, каждого «абитуриента» персонально рассматривали члены комиссии. Александра Сергеевича попросили прочесть что-нибудь по памяти, он с лёгкостью с этим справился, за что был принят в лицей. Обучение было бесплатным.
Расскажем, как проходил учебный день Пушкина и его одноклассников.
Лицеисты просыпались в 6:00. У каждого юноши была отдельная комната. Из мебели – железная кровать, комод, умывальник и конторка с чернильницей. Спальни были номерованные, поэтому лицеисты часто звали друг друга по номерам. Так, Пушкин был «четырнадцать», а его близкий друг Пущин – «пятнадцать». На этом прозвища Александра Сергеевича не заканчивались: за прекрасное владение французским языком лицеисты прозвали его «французом», а за вспыльчивый характер – «смесью тигра с обезьяной»
После пробуждения юноши шли на молитву в зал. Потом с 7 до 9 уроки. В 9-10 чай и прогулка, независимо от погоды. Завтрака как такового не было, воспитатели старались отучить лицеистов от роскоши. С 10 до 12 снова уроки. После них до часа опять прогулка, затем обед. И. И. Пущин вспоминал:
«Обед состоял из трёх блюд (по праздникам четыре). За ужином два... При утреннем чае – крупитчатая белая булка, за вечерним – полбулки. По понедельникам в столовой выставлялась программа кушаний на всю неделю. Сначала давали по полустакану портеру за обедом. Потом эта английская система была уничтожена. Мы ограничивались квасом и чистою водой...»
Конечно, воспитанники, как и все дети, хотели полакомиться чем-то вкусненьким. Польский шляхтич Леонтий Кемерский, служивший дядькой в лицее, имел свой уголок, в котором предлагал ученикам «конфекты, выпить чашку кофе и шоколаду».
С 14:00 до 15:00 было чистописание или рисование, а потом уроки с 15:00 до 17:00. В 17:00 чай, а затем прогулка до 18:00. Потом повторение уроков или вспомогательный класс. В половине девятого звонок к ужину. В 22:00 вечерняя молитва и отбой. Интересно, что Пушкин на всю жизнь сохранил привычку рано вставать, его рабочим временем было утро.
Особенности обучения
Думаете, что у студентов мало каникул? Вот кому точно пришлось тяжело, так это лицеистам: на каникулы отводился только июль, при этом воспитанники не могли покидать территорию учебного заведения. Приезд родителей не приветствовался. Например, Пушкин съездил домой всего лишь два раза, и то по уважительной причине. В те времена полный отрыв от семьи во время обучения считался нормой. В кадетских и пажеских корпусах были ещё более строгие правила.
Педагоги хотели сформировать из каждого лицеиста разностороннюю, творческую личность, стремящуюся к познанию себя и мира. Упор был сделан на гуманитарных и правовых дисциплинах. Юноши изучали Закон Божий, этику, логику, правоведение, риторику и словесность – русскую, французскую, латинскую и немецкую. Точные науки были представлены математическими началами, физикой, космографией и статистикой. Кроме того, воспитанники учились рисовать, танцевать и фехтовать. Из спортивных дисциплин преподавали верховую езду и плавание.
Можете ли вы себе представить, чтобы оценкой за отличное знание предмета была бы единица? А лицеистам и представлять не надо, ведь у них была совсем другая система оценок: отличники получали единицы, хорошисты – двойки, те, кто показал удовлетворительный результат – тройки, слабые ученики – четвёрки, а отсутствие всяких знаний каралось нулём.
Вернёмся к Пушкину. Наш герой был в числе воспитанников с самой низкой успеваемостью. Он изучал только те предметы, которые ему нравились. К точным наукам любви не питал, зато уже тогда мог без труда сочинить застольный тост или стишок-приглашение на чашку чая.
Педагоги поощряли творческие инициативы лицеистов: ребята приходили на «собрания» и зачитывали истории, выдуманные и реальные. На одной из таких встреч Александр Сергеевич придумал фабулу «Метели» и «Выстрела». Кроме того, многие воспитанники сочиняли стихотворения, которые печатались в авторитетных литературных журналах.
В лицее Пушкин не только раскрыл свой талант, но и нашёл настоящих друзей в лице А. А. Дельвига, В. К. Кюхельбехера, И. И. Пущина и А. М. Горчакова. Юноши гуляли после занятий, зачитывали друг другу собственные литературные творения, а также создавали самые первые лицейские журналы «Лицейский мудрец», «Неопытное перо», «Вестник». Они стали прародителями школьных стенгазет.
Настоящий триумф Пушкина пришёлся на 8 января 1815 года, когда в Лицее проходил первый публичный экзамен в присутствии министра просвещения, знатных особ и родственников лицеистов. Дряхлый Державин дремал в кресле, но, услышав речи юного Саши, внезапно проснулся. А потом со слезами на глазах бросился его целовать, на что лицеист смешался и убежал. С этого момента слава о будущем великом поэте стала разлетаться по Москве и Петербургу. То самое стихотворение «Воспоминания в Царском Селе» было напечатано в апрельском номере «Российского Музеума» с полной подписью: Александр Пушкин.
В 1817 году состоялся первый выпуск Царскосельского лицея. Его называют золотым, потому что за всю историю российской педагогики выпуска, столь же богатого на громкие имена, больше никогда не было.
А. С. Пушкина в Царскосельском лицее